
В каком состоянии были дороги в посаде Климов и его окрестностях 100 лет назад? Что предпринималось для их улучшения? Ответы на эти вопросы можно получить, ознакомившись с материалами Черниговского очередного губернского земского собрания 1910 года (Земский сборник Черниговской губернии, 1910, декабрь).
Дороги, как известно, одна из бед России. И двести лет назад, и сто и сейчас, в начале ХХI века с этой бедой пытались справиться всем миром. Вот и в конце 1910 года Черниговское губернское земское собрание решило произвести за счет дорожного капитала следующие сооружения в Новозыбковском уезде: замощение горы в с.Новый Ропск на сумму 4681 руб.15 коп.; постройку моста и дамбы возле с.Крапивное на сумму 960 руб.17 коп.; постройку моста и насыпи близ посада Митьковка, по дороге на Рыловичи (ныне с.Сновское) на сумму 286 руб. 84 коп. и упорядочение дороги из Рылович в посад Митьковка на сумму 1235 руб. 54 коп. Кроме того, земское собрание решило упорядочить и три участка дороги из Нового Ропска в Соловьевку в пределах сметы 1905 года (видимо, первое решение по этому вопросу было принято именно тогда) на сумму 893 руб. 43 коп. Управе было поручено составить новую смету в пределах указанной суммы. В селе Челхов на постройку моста и насыпи было выделено 1301 руб. 26 коп. Ну и наконец на необходимый и неотложный ремонт Климовской дороги выделено было 400 рублей, остальную необходимую по смете сумму решено было выделить в 1912 году.
Все разрешенные работы по дорожным сооружениям управа должна сдать подрядчикам с торгов или произвести хозяйственным способом. По предполагаемым дорожным строительствам в 1912 году земское собрание поручило управе произвести изыскания, составить подробные планы и сметы по всем участкам дорог.
На собрании председателем собрания отмечалось, что по Климовской дороге замечены ямы на мостовой, которые не ремонтировались довольно продолжительное время. Поэтому управе было поручено произвести указанный ремонт, а на будущее время предложено более тщательно наблюдать за дорожными сооружениями и своевременно ремонтировать повреждения. Гласный К.С.Липницкий предложил поручить управе разработать вопрос о надзоре за дорожными сооружениями и представить проект будущему земскому собранию. Это предложение было принято.
Гласный – член собрания с решающим голосом в Российской империи. С 1785 года гласными назывались депутаты городских дум, а со времени введения земских учреждений – и члены губернских и уездных земских собраний.
Вопросы дорожного строительства поднимались и на Новозыбковском земском собрании в сентябре 1911 года. Особенное внимание было уделено строительству шоссейного подъездного пути с железнодорожной станции Новый Ропск до села Новый Ропск. Собрание постановило ходатайствовать перед губернским земским собранием об устройстве за счет губернского земства подъездного шоссе от станции до села Новый Ропск из суммы шоссейного капитала при условии возврата губернскому земству из суммы дорожного капитала четверти стоимости, исчисленной по смете суммы и дать поручение председателю управы, если окажется необходимым, ходатайствовать об отчуждении необходимой земли под предполагаемую дорогу. Кроме того, собрание продумало и другой вариант - вместо шоссе построить мостовую, если это будет признано боле практичным. Для этого к докладу в губернское собрание должна была быть приложена предварительная техническая смета на мостовую.
На этом же Новозыбковском земском собрании говорилось и о планах на дорожное строительство в 1913 году. Было решено составить сметы на упорядочение участка «Гнилая лужа» по дороге, идущей из посада Климов в с.Брахлов (может кто-то помнит такое название); по дороге Клинцы-Климов устройство на реке моста и дамбы; устройство моста возле железной дороги на пути Бровничи - Новый Ропск; по дороге Манюки – Митьковка, около д.Скоробогатая Слобода в урочище Снов устройство моста.
Скоробогатая слобода – деревня Новозыбковского района в 12 км от Новозыбкова у шоссе Брянск-Гомель, основана Топальским сотником Федором Скоробогатым в 1710 году.
На собрании был заслушан доклад о дорожных сооружениях, предполагаемых к постройке в 1912 году за счет дорожного капитала. Собрание рассмотрело подробные представленные технические сметы и, принимая во внимание, что в 1912 году есть возможность исполнить дорожные сооружения на сумму 16484 руб. 82 коп. и решило построить: мост в с.Истопки через реку Снов на сумму 2025 руб.32 коп., мост по дороге из с.Сачковичи в с.Старый Ропск на сумму 486 руб. 86 коп., мост из посада Климов в с.Сачковичи на сумму 348 руб.89 коп., мост по дороге Митьковка – Хохловка на сумму 219 руб, 89 коп., построить ледорезы у моста возле Каменского Успенского монастыря на сумму 371 руб. 93 коп., построить мост и упорядочить дорогу из с.Новый Ропск в Соловьевку и далее до Каменского Хутора на сумму 893 руб. 43 коп. В посаде Климов предполагалось сделать замощение дороги в сторону Лобановки на сумму 3735 руб.02 коп. Причем, все эти работы предполагалось сдать подрядным способом с торгов. Суммы денег, выделявшиеся на дорожное строительство, как мы увидели, были довольно внушительными.
Некоторые утверждают, что до революции 1917 года рубль был не такой уж платежеспособный, мол Россия была нищей и отсталой страной. В книге писателя и философа С.Дурылина «В своем углу» описан эпизод, когда две женщины заключают пари, что одна из них сможет на 1 рубль купить 20 полезных вещей по 5 копеек. И вот что она смогла купить: французская булка, пеклеваный хлеб, большой вяземский пряник, медовая коврижка, плитка шоколада, казанское мыло, кокосовая мочалка, черный английский пластырь, розовый пластырь, катушка ниток, набор иголок, упаковка булавок, 10 конвертов с 10 листами почтовой бумаги, карандаш Фабера, цветной карандаш, ручка, дюжина стальных перьев к ней, резинка для стирания карандаша и чернил.
Гласный Липницкий также предложил собранию поручить управе устроить мостовую в посаде Климов только в том случае, если Климовское общество даст обязательство в том, обязывается дать земству бесплатно необходимое количество лесного материала и доставить его за свой счет к месту строительства моста, который будет необходимо построить через 1-2 года. Это предложение также было принято.
Вот так работали земские губернские и уездные собрания. Это только одно направление их работы. Очень много внимания на собраниях уделялось народному образованию. Но об этом в следующих выпусках «Климовского архива».
Полетаева Т. Далекое прошлое православных приходов нашего края
Преосвященный Филарет, мы его знаем как Филарета Гумилевского, автора «Историко-статистического описания Черниговской епархии», прожил недолгую жизнь, всего 61 год (1805-1866), но оставил после себя большой труд по истории населенных пунктов Черниговской епархии.
Для Черниговской епархии Преосвященный Филарет принес большую пользу открытием в 1861 году издания «Черниговские епархиальные известия», в которых он был самым видным и деятельным участником. Благодаря его стараниям и личным трудам, «Черниговские епархиальные известия» вскоре стали занимать одно из первых мест в ряду подобных изданий. Именно на страницах этого издания в 1861-1865 гг. архиепископ Филарет поместил описание действующих и закрытых монастырей, описание Черниговского, Остерского, Новозыбковского, Мглинского, Стародубского уездов Черниговской губернии, составивших «Историко-статистическое описание Черниговской епархии», в семи книгах, изданное в Чернигове в 1873-1874 гг. Мы продолжим знакомство с седьмой книгой, где дается описание приходов Новозыбковского уезда, я также познакомлю вас с данными из «Адреса-календаря духовного ведомства Черниговской епархии на 1879 год», «Алфавитным списком церквей Черниговской епархии», изданным в 1908 году.
Села Новый и Старый Ропск находятся совсем близко друг от друга, в 3 км. Старый – на дороге из Новгорода–Северского в Новозыбков и Новый Ропск на смоленской дороге. Еще в Летописях 1159 года Старый Ропск упоминается как городок значительный, где можно было принять и угостить даже великую княгиню Киева.
Село Ропск известно было еще в 1620 году, это без сомнения Старый Ропск. Селение Лозы, упоминаемое в это же время, впоследствии получило название Новый Ропск и поселено было по воле Ивана Рубца. Он самовольно поселил на землях, которые ему не принадлежали, «разных выходцев» и эти новые поселения признавал своей собственностью. В 1679 году по судебному расследованию вся Ропская волость из 11 населенных пунктов была у Рубца отобрана в пользу гетмана Самойловича. У Рубцов остались Истопки и другие села. После этого в Новом Ропске был экономический двор гетмана с разными хозяйственными заведениями.
По переписи 1734 года Ропская волость включала в себя меcтечко Ропск, села: Тимоновичи, Сачковичи, Карповичи, Лобановку, Бровничи, Соловьевку, Хоромное, Старый Ропск, деревни: Крапивна, Могилевцы. В местечке было две церкви - во имя св.Николая, другая в честь Бориса и Глеба. Алфавитный список церквей Черниговской епархии, составленный в 1908 году сообщает о том, что Николаевская деревянная церковь построена в 1732 году гетманом Даниилом Апостолом, Борисоглебская деревянная церковь построена в 1808 году, но документы говорят о 1726 годе. В храме св.Николая была табличка с такой надписью: «за державу имп. Анны Iоанновны, при счастливом владънiи ясновельможного Данiила Апостола гетмана созданъ храмъ сей во имя св.Николая, в м.Ропску, року 1732». В храме был 4-х ярусный иконостас, ризница. По переписи 1767 года была школа, три псаломщика, две богадельни. Для двух священников была дана земля в 33 десятины.
В Старом Ропске был храм Рождества Богородицы, 1730 года постройки. По описи 1734 года в этом храме в кипарисном ящике на престоле хранились частицы мощей пр.Антипы врача, пр.Ефросинии полоцкой и пр.Игнатия целебника. При храме (по данным 1767 года) была пахотная земля, огород, сенокос. Земля была получена от прихожан.
При храмах Нового и Старого Ропска постоянно увеличивалось число прихожан. Например в 1770 их было 3443, а в 1860 уже – 4020. Храмы Нового и Старого Ропска входили в Ропско-Любечанский приход Благочиннического округа Новозыбковского уезда.
В «Адресе-календаре духовнго ведомства Черниговской епархии» за 1789 год сообщается о том, что настоятелем Борисоглебской церкви местечка Новый Ропск был священник Виктор Шереметев, окончивший курс Рязанской духовной семинарии, имевший ряд церковных наград (набедренник, скуфья, камилавка), в том числе золотой наперстный крест.
Камилавка - головной убор в православной церкви фиолетового или черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра. Является наградой для священника.
Набедренник - это также принадлежность священника, являющаяся наградой. Имеет вид матерчатого продолговатого прямоугольника (плата), в центре которого изображен крест. Носится на длинной ленте у бедра справа. У протоиерея и архимандрита - слева.
Скуфья – повседневный головной убор православных духовных лиц. Представляет собой небольшую черную, мягко складывающуюся шапочку. Складки надетой скуфьи образуют вокруг головы знамение креста. Значение награды получила с 1797 г.
Помощником настоятеля Николаевской церкви того же местечка был священник Аристарх Картель, окончивший курс Черниговской духовной семинарии, награжденный набедренником. Помощником настоятеля в Старом Ропске был священник Дмитрий Краснопевцев, окончивший курс Тульской духовной семинарии.
В местечке Новый Ропск в году было три ярмарки (в середине 19 века): в девятую неделю после пасхи, 14 июля (ст.стиль) в день Бориса и Глеба и 26 октября. Новозыбковский уезд имел большое количество лесов, поэтому жители Ропска занимались звериной охотой. Они ловили медведей и водили их по селам для показа. Но эта забава была только в 18 веке, к концу 19 века о ней почти забыли. Во второй половине 19 века жители занимались дальним конным извозом.
Местечко – разновидность городского поселения. На территории Российской империи местечки существовали на территориях, прежде входивших в состав Речи Посполитой. Местечки имели характерное для города торгово-ремесленное население, но тем не менее отличалось от города меньшей площадью и меньшим количеством населения. Местечки не имели самоуправления и герба. Жители местечек считались мещанами.
Cело Соловьевка находилось в 15 верстах от Ропска. По договору1500 года Соловьевичи перешли от польского в московское правление. Соловьевичи, Соловка, Соловьевка в 1500 году не только существовала, но это было местечко со значительным населением. Таким образом. Соловьевка была причислена к селениям дотатарским. В 1679 году село Соловьевка было гетманским имением, в нем был храм. По переписи 1734 года здесь был храм св.Николая, он же упоминается и в «Алфавитном списке церквей Черниговской епархии» за 1908 год как храм деревянной постройки 1722 года. По переписи 1767 года при храме была школа, два священника, у одного из них двор, пахатная земля, огород, засеваемый коноплей, сенокос на 70 возов сена. В приходе было довольно значительное по тем временам число прихожан. В 1750 году - 1055, в 1810 – 1093, в 1860 - 1214.
Село Куршановичи на реке Трубеж, древнейшее поселение, которое было селом еще в московское правление 1490-1618 годов. Число жителей в 1770 году-853, в 1810 – 943, в 1860 - 987.
Соловьевско-Куршановичско-Крапивновский приход. Настоятель Благовещенской церкви (1853 г. деревянной постройки) села Куршановичи священник Стефан Пригоровский, награжденный набедренником. Помощник настоятеля Николаевской церкви села Соловьевки священник Захарий Киселевич, окончивший курс Черниговской духовной семинарии, награжден набедренником, скуфьею. Помощник настоятеля Михайловской церкви села Крапивна священник Иосиф Вакуловский.
В «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» есть материалы по селу Хоромное, которое тоже представлено как дотатарское поселение. По переписи 1767 года при Николаевском храме Хоромного была школа, два священника, пахатная земля, засеваемая рожью, коноплей, сенокос на 100 возов. Прихожан в 1750 г.- 1075, в 1810 - 1801, в 1860 - 1490. Настоятелем Николаевской церкви был священник Емельян Нечаевский, награжденный набедренником.
Сачковичи. Находились рядом с посадом Климов. Также дотатарское поселение, имевшее Покровский храм. Храм по документам числился с 1780 года, в 1846 году началось строительство каменного храма, освященного в 1864 году. В это время в храме было более 1900 прихожан.
Настоятелем Сачковичской церкви был священник Иван Доброгаев (член Благочинного Совета).
Более подробно с этими изданиями, о которых рассказано выше, вы можете познакомиться в Климовской библиотеке.
Преосвященный Филарет, мы его знаем как Филарета Гумилевского, автора «Историко-статистического описания Черниговской епархии», прожил недолгую жизнь, всего 61 год (1805-1866), но оставил после себя большой труд по истории населенных пунктов Черниговской епархии.
Для Черниговской епархии Преосвященный Филарет принес большую пользу открытием в 1861 году издания «Черниговские епархиальные известия», в которых он был самым видным и деятельным участником. Благодаря его стараниям и личным трудам, «Черниговские епархиальные известия» вскоре стали занимать одно из первых мест в ряду подобных изданий. Именно на страницах этого издания в 1861-1865 гг. архиепископ Филарет поместил описание действующих и закрытых монастырей, описание Черниговского, Остерского, Новозыбковского, Мглинского, Стародубского уездов Черниговской губернии, составивших «Историко-статистическое описание Черниговской епархии», в семи книгах, изданное в Чернигове в 1873-1874 гг. Мы продолжим знакомство с седьмой книгой, где дается описание приходов Новозыбковского уезда, я также познакомлю вас с данными из «Адреса-календаря духовного ведомства Черниговской епархии на 1879 год», «Алфавитным списком церквей Черниговской епархии», изданным в 1908 году.
Села Новый и Старый Ропск находятся совсем близко друг от друга, в 3 км. Старый – на дороге из Новгорода–Северского в Новозыбков и Новый Ропск на смоленской дороге. Еще в Летописях 1159 года Старый Ропск упоминается как городок значительный, где можно было принять и угостить даже великую княгиню Киева.
Село Ропск известно было еще в 1620 году, это без сомнения Старый Ропск. Селение Лозы, упоминаемое в это же время, впоследствии получило название Новый Ропск и поселено было по воле Ивана Рубца. Он самовольно поселил на землях, которые ему не принадлежали, «разных выходцев» и эти новые поселения признавал своей собственностью. В 1679 году по судебному расследованию вся Ропская волость из 11 населенных пунктов была у Рубца отобрана в пользу гетмана Самойловича. У Рубцов остались Истопки и другие села. После этого в Новом Ропске был экономический двор гетмана с разными хозяйственными заведениями.
По переписи 1734 года Ропская волость включала в себя меcтечко Ропск, села: Тимоновичи, Сачковичи, Карповичи, Лобановку, Бровничи, Соловьевку, Хоромное, Старый Ропск, деревни: Крапивна, Могилевцы. В местечке было две церкви - во имя св.Николая, другая в честь Бориса и Глеба. Алфавитный список церквей Черниговской епархии, составленный в 1908 году сообщает о том, что Николаевская деревянная церковь построена в 1732 году гетманом Даниилом Апостолом, Борисоглебская деревянная церковь построена в 1808 году, но документы говорят о 1726 годе. В храме св.Николая была табличка с такой надписью: «за державу имп. Анны Iоанновны, при счастливом владънiи ясновельможного Данiила Апостола гетмана созданъ храмъ сей во имя св.Николая, в м.Ропску, року 1732». В храме был 4-х ярусный иконостас, ризница. По переписи 1767 года была школа, три псаломщика, две богадельни. Для двух священников была дана земля в 33 десятины.
В Старом Ропске был храм Рождества Богородицы, 1730 года постройки. По описи 1734 года в этом храме в кипарисном ящике на престоле хранились частицы мощей пр.Антипы врача, пр.Ефросинии полоцкой и пр.Игнатия целебника. При храме (по данным 1767 года) была пахотная земля, огород, сенокос. Земля была получена от прихожан.
При храмах Нового и Старого Ропска постоянно увеличивалось число прихожан. Например в 1770 их было 3443, а в 1860 уже – 4020. Храмы Нового и Старого Ропска входили в Ропско-Любечанский приход Благочиннического округа Новозыбковского уезда.
В «Адресе-календаре духовнго ведомства Черниговской епархии» за 1789 год сообщается о том, что настоятелем Борисоглебской церкви местечка Новый Ропск был священник Виктор Шереметев, окончивший курс Рязанской духовной семинарии, имевший ряд церковных наград (набедренник, скуфья, камилавка), в том числе золотой наперстный крест.
Камилавка - головной убор в православной церкви фиолетового или черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра. Является наградой для священника.
Набедренник - это также принадлежность священника, являющаяся наградой. Имеет вид матерчатого продолговатого прямоугольника (плата), в центре которого изображен крест. Носится на длинной ленте у бедра справа. У протоиерея и архимандрита - слева.
Скуфья – повседневный головной убор православных духовных лиц. Представляет собой небольшую черную, мягко складывающуюся шапочку. Складки надетой скуфьи образуют вокруг головы знамение креста. Значение награды получила с 1797 г.
Помощником настоятеля Николаевской церкви того же местечка был священник Аристарх Картель, окончивший курс Черниговской духовной семинарии, награжденный набедренником. Помощником настоятеля в Старом Ропске был священник Дмитрий Краснопевцев, окончивший курс Тульской духовной семинарии.
В местечке Новый Ропск в году было три ярмарки (в середине 19 века): в девятую неделю после пасхи, 14 июля (ст.стиль) в день Бориса и Глеба и 26 октября. Новозыбковский уезд имел большое количество лесов, поэтому жители Ропска занимались звериной охотой. Они ловили медведей и водили их по селам для показа. Но эта забава была только в 18 веке, к концу 19 века о ней почти забыли. Во второй половине 19 века жители занимались дальним конным извозом.
Местечко – разновидность городского поселения. На территории Российской империи местечки существовали на территориях, прежде входивших в состав Речи Посполитой. Местечки имели характерное для города торгово-ремесленное население, но тем не менее отличалось от города меньшей площадью и меньшим количеством населения. Местечки не имели самоуправления и герба. Жители местечек считались мещанами.
Cело Соловьевка находилось в 15 верстах от Ропска. По договору1500 года Соловьевичи перешли от польского в московское правление. Соловьевичи, Соловка, Соловьевка в 1500 году не только существовала, но это было местечко со значительным населением. Таким образом. Соловьевка была причислена к селениям дотатарским. В 1679 году село Соловьевка было гетманским имением, в нем был храм. По переписи 1734 года здесь был храм св.Николая, он же упоминается и в «Алфавитном списке церквей Черниговской епархии» за 1908 год как храм деревянной постройки 1722 года. По переписи 1767 года при храме была школа, два священника, у одного из них двор, пахатная земля, огород, засеваемый коноплей, сенокос на 70 возов сена. В приходе было довольно значительное по тем временам число прихожан. В 1750 году - 1055, в 1810 – 1093, в 1860 - 1214.
Село Куршановичи на реке Трубеж, древнейшее поселение, которое было селом еще в московское правление 1490-1618 годов. Число жителей в 1770 году-853, в 1810 – 943, в 1860 - 987.
Соловьевско-Куршановичско-Крапивновский приход. Настоятель Благовещенской церкви (1853 г. деревянной постройки) села Куршановичи священник Стефан Пригоровский, награжденный набедренником. Помощник настоятеля Николаевской церкви села Соловьевки священник Захарий Киселевич, окончивший курс Черниговской духовной семинарии, награжден набедренником, скуфьею. Помощник настоятеля Михайловской церкви села Крапивна священник Иосиф Вакуловский.
В «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» есть материалы по селу Хоромное, которое тоже представлено как дотатарское поселение. По переписи 1767 года при Николаевском храме Хоромного была школа, два священника, пахатная земля, засеваемая рожью, коноплей, сенокос на 100 возов. Прихожан в 1750 г.- 1075, в 1810 - 1801, в 1860 - 1490. Настоятелем Николаевской церкви был священник Емельян Нечаевский, награжденный набедренником.
Сачковичи. Находились рядом с посадом Климов. Также дотатарское поселение, имевшее Покровский храм. Храм по документам числился с 1780 года, в 1846 году началось строительство каменного храма, освященного в 1864 году. В это время в храме было более 1900 прихожан.
Настоятелем Сачковичской церкви был священник Иван Доброгаев (член Благочинного Совета).
Более подробно с этими изданиями, о которых рассказано выше, вы можете познакомиться в Климовской библиотеке.