Митьковский скит Краснощековой
В середине XVllI века в 1754 году, около слободы Митьковки была Ивановская пустынь, где в скитах жили всего два старца. Сведения об этих скитах можно найти в исследовании М.Лилеева «Из истории раскола на Ветке и в Стародубье» (Киев, 1895 г.). В этом же исследовании есть описание более известного женского скита, устроенного в самой Митьковке. Основала его вдова известного Донского героя, прославившегося молодецкими подвигами в борьбе с татарами, черкесами и шведами в Финляндии в 1742-1743 гг. Ивана Матвеевича Краснощекова. Первые сведения о Митьковском ските Краснощековой появились в показаниях известного в то время авантюриста Зубарева (о нем писал К.И.Арсеньев в историческом повествовании «Приключения посадского Зубарева»). Там говорилось о том, что Краснощекова живет в слободе Митьковка, у нее есть келья. До этого она жила в Ветке, куда время от времени возвращалась для исповедования старообрядческим попам.
1.Скит - небольшое жилище для монахов-отшельников, устраивающееся в отдалении от основных монастырских построек.
2.Скит - чаще всего старообрядческий поселок монастырского типа в глухой пустынной местности.
3.Чернец, черница - монах, монахиня.
Митьковский скит Краснощековой, в черничестве называвшейся монахиней Анисьей был основан не ранее 1750 года, о чем рассказал митьковский старообрядец Петр Дмитриев во время Румянцевской переписи в1767 году.
По войтовской ведомости 1767 года в ските Краснощековой было 3 избы и несколько келий. В одной избе жила монахиня Дорофея (до пострижения Дарья Фомина) 80-ти лет, по всей вероятности родственница Краснощековой, в другой - монахиня Анисия - сама Краснощекова, уроженка города Черкасского, 70 лет. При ней сестра ее Пелагея 79 лет. В четырех кельях жили послушницы: в одной вдова Пелагея Семенова, 59 лет, во второй монахиня Наталия 45 лет, в третьей монахиня Прокла 70 лет, в четвертой монахиня Пелагея 50 лет. Все уроженки города Черкасского. Около Краснощековой и ее черкасских по происхождению послушниц сгруппировался целый ряд келий, до 20, в которых жили разные, постриженные еще в Ветке и тамошних скитах черницы. Были тут и такие кельи, в которых вместе с черницами жили вместе с семьями выходцы из разных мест.
Относительно некоторых черниц в той же войтовской ведомости написано: «пропитание имеют мирским подаянием». Этот Митьковский женский скит был вполне организованным старообрядческим учреждением, при котором для обитательниц скита имелась и часовня без колокольни.
|